Сознание

Понятие «сознание» следует разделить на предлог и слово: «со» «знанием». Сознание подразумевает наличие знаний, которые человек старается использовать в своей жизни и судьбе. Психическую субстанцию можно разделить на две главные составляющие: бессознательные и сознательные процессы. В жизни человека, психическая субстанция начинает проявлять себя исключительно на бессознательном уровне и только с появлением личности человека начинает развиваться сознание. В этом смысле сознание является надстройкой к бессознательному, существует за счёт бессознательного, работает на интересы бессознательного и занимает относительно скромную часть всей психической субстанции.

Можно сказать так, сознание лишь остров в океане бессознательного. Бессознательное и сознательное взаимно исключают и взаимно дополняют друг друга. Бессознательное и сознательное противопоставлены друг другу, но едины в психической субстанции и жизни человека. Считать, что в возникновении жизненных установок главную роль играет сознание – ошибочно.

Во всех важных жизненных ситуациях сознание зависит от бессознательного. Само по себе сознание возникло на стыке интересов психической субстанции и условий внешней реальности. При этом условия внешней реальности можно понимать, как нечто, что частенько создает естественные преграды удовлетворению потребностей психической субстанции. Внешняя реальность не является антагонистом психической субстанции, поскольку и то и другое принадлежат единой вселенной.

Просто психическая субстанция, воплощенная в физическом теле человека, с необходимостью подчиняется биологическим и физическим законам, в которых существует и развивается человек. Таковы «правила игры» в человеческую жизнь. Психологическое строение человека это сложное энергетическое разветвление энергии психической субстанции ради удовлетворения ее же интересов в ситуации специфических условий жизни на земле и в социуме.

В мире нет ничего случайного и возникшего по капризу хаоса и потому, каждое явление и феномен психической субстанции целесообразен и имеет свое конкретное назначение. Другими словами, в силу «правил игры» психическая субстанция вынуждена развить, в том числе, и эпифеномен сознания. Психическая энергия сознания направлена на взаимодействие с объектами окружающей действительности и причинно-следственными связями объективной реальности. Человеческое тело, к примеру, такой же внешний объект по отношению к психической субстанции.

Сознание похоже на сложнейшее многоуровневое устройство по идентификации и утилизации объектов, то есть по пониманию предназначения объекта и выбору оптимального способа использования возможностей объекта.

Из-за невозможности удовлетворить сразу многие желания, развивающийся человек вынужден учиться правильно воспринимать процессы, явления и феномены окружающей действительности, ради, теперь уже, отсроченного удовлетворения желаний. Здесь появился очень важный фактор, а именно, фактор отсроченного удовлетворения желания, которому человек в особенности признателен за развитие своего сознания.

Благодаря необходимости отсрочки удовлетворения желания, часть энергии психической субстанции заполняет получившуюся «паузу», но заполняет не просто, а целесообразно. Развивается интерес к объектам и размышление, как способность действенно проживать данную «паузу» в поиске наиболее эффективных способов удовлетворения желания. Как следствие, бессознательная часть психической субстанции продолжает интересоваться сугубо «эгоцентрическими» целями, а сознательная часть психической субстанции интересуется объектами, возможностями и способами управления внешней реальностью.

Чем больше сознание знает и, чем большим инструментарием владеет, тем большее удовлетворение и уверенность в себе переживает человек, как существо сознающее самого себя. Само собой напрашивается вывод, что каждый человек один и тот же объект осознает по-разному, в зависимости от личного опыта. Поэтому, будет верным говорить, что реакция сознания специфична для каждого человека а отдельности.

Это просто понять, учитывая колоссальную сложность и многообразие физических и физиологических ассоциативных реакций организма, на которых основан процесс осознания и сознательной деятельности вообще, а также учитывая неповторимость личного опыта каждого человека. Коллективно людей объединяет типовой характер реакций, но не конкретное сочетание конкретных реакций в конкретном случае. Осознанное восприятие одних и тех же объектов, образов и продуктов знания мы проживаем и понимаем по-разному, хоть и родственно.

Сознание важно понимать как направленный процесс движения психической энергии. Сложное ассоциативное реагирование с последующей идентификацией объекта это основа процесса сознания, так сказать его «техническая» составляющая. Но, говоря о функциях сознания, необходимо говорить о тех целях, которые достигаются соответствующими функциями сознания. Все дело в манипуляциях с воссоздаваемыми в сознании аналогами объектов.

Осознание объекта (его идентификация) возможно в ситуации ассоциативного соответствия уже существующему образу, закрепленному в восприятии, посредством механизмов формирования ассоциаций и условных рефлексов. Восприятие объекта человеком тесно связано с ассоциативным запоминанием некоего набора звуков, которые человек слышит вновь и вновь, вначале от своих родителей, и далее, от практически всех, себе подобных существ (людей). Именно слово становится аналогом объектов, благодаря которому, ассоциативно, при произнесении слова (например, про себя) человек обретает фантастическую возможность выстраивать аналог внешнего мира в своем воображении.

В целом, речь это искусство манипуляции словами, с помощью которого человек может на примере «макета» (внутреннего аналога внешнему миру) моделировать различные способы отсроченного удовлетворения желаний. Безусловно, главным инструментом сознания становится способность воспроизведения слов (специфических наборов звуков) ассоциативно отображающих образы объектов.

К.Г.Юнг в своем роскошном труде «Психологические типы» классифицировал функции сознания на четыре основных, фундаментальных вида: мышление, чувство, интуиция и ощущение. Названия функций обозначают общую направленность процесса и ключевой принцип. К.Юнг определил рациональную и иррациональную составляющие, как основную пару сознательных процессов, взаимоисключающих и противоположных друг другу.

В свою очередь, каждую основную (как рациональную, так и иррациональную) составляющую К.Юнг разделил еще на пару взаимоисключающих противоположностей, таким образом, и получив четыре фундаментальные функции сознания. Рациональный взгляд на объект основан на оценочном восприятии. Оценка объекта естественна и неизбежна, когда объект воспринимается как средство и способ удовлетворения потребности. В таком случае, объект всегда вторичен по отношению к субъекту сознания (т.е. конкретному человеку, который воспринимает этот объект).

Первичны потребности и интересы осознающего человека (субъекта сознания), вторичны характеристики объекта. Если использовать модель планеты и спутника, то рациональное сознание воспринимает объект как спутник. Безусловно, в реальной жизни человек может в силу своих возможностей избегать взаимодействия с негативным объектом (с точки зрения личной оценки), но хоть на какое-то время любой осознанный объект попадает на «орбиту» восприятия субъекта.

Главные задачи рациональных функций сознания лежат за пределами восприятия объекта. Это очень важно понять. Рациональные функции сознания оценивают объект относительно более важной, на момент восприятия, задачи субъекта сознания. Другими словами, когда есть нечто более важное, то объект воспринимается как возможное вспомогательное (нейтральное, мешающее и т.д.) средство. Осознанное восприятие объекта осуществляется не ради объекта, а ради более важной задачи, и именно поэтому делается рациональная оценка характеристик объекта. К рациональным функциям сознания, К.Юнг относит мышление и чувство.

Иррациональный взгляд на объект основан на безоценочном восприятии. Иррациональные и рациональные функции сознания взаимоисключают друг друга в каждый данный момент времени. Для иррациональных функций сознания объект восприятия первичен и воспринимается как самодостаточная и безусловная данность.

Таким образом, главными и первичными становятся характеристики объекта, а личные интересы субъекта отходят на второй план. Если использовать ту же модель планеты и спутника, то объектом становится планета, а иррациональное сознание играет роль спутника. Функции иррационального сознания безоговорочно принимают свойства и качества воспринимаемого объекта и воспринимают последний, как существующий сам по себе и к которому необходимо адаптироваться. Главные задачи иррациональных функций сознания сосредоточенны на объекте.

Во взаимодействии субъекта сознания (человека) и осознаваемого объекта главенствующая роль отводится именно объекту. Объект, на момент восприятия, становится неизменным в своей сути условием объективной реальности. Субъект сознания (посредством иррациональных функций сознания) непредвзято и безоценочно исследует объективную реальность объекта, то есть, его свойства и принципы существования. В данной ситуации человек приспосабливается, а не приспосабливает. К иррациональным функциям сознания К.Юнг относит ощущение и интуицию.

В каждый данный момент в сознательной составляющей психической субстанции господствует одна из четырех функций сознания. Каждая, отдельно взятая фундаментальная (по К.Юнгу) функция сознания, так или иначе, является антагонистом любой другой фундаментальной функции сознания. Неверно считать, что какой-либо или какими-либо фундаментальными функциями сознания человек может не пользоваться вообще. Каждый человек, хочет он того или нет, воспринимает мир всеми четырьмя способами.

Одна функция сознания самым естественным образом сменяет другую функцию сознания. Функции сознания используются не одинаково и не в одних и тех же пропорциях (по отношению друг к другу) в течение жизни. Преобладание одной или нескольких функций сознания зависит от врожденных предрасположенностей, от личности человека и условий жизненной ситуации.

Также очень важно учесть, что каждая функция сознания требует своего развития и само по себе ее использование не гарантирует качественного восприятия и эффективной переработки информации по объектам внешнего и внутреннего мира. В каждом отдельно взятом человеке доминирует одна из четырех функций, она же становится ведущей функцией сознания. Ведущая функция сознания более развита, чем другие способы осознанного восприятия и переработки информации.

Постепенно, с приобретением жизненного опыта, человек осваивает еще одну функцию сознания, которая становится вспомогательной, по отношению к ведущей функции. При этом, если ведущая функция сознания рациональна, то вспомогательная – иррациональна, или наоборот. Третья функция сознания, обычно, развивается в очень зрелые годы, ближе к пожилому возрасту.

А вот четвертая функция сознания, в подавляющем большинстве случаев, остается не развитой в течение всей жизни. К.Юнг считал, что именно четвертая (неразвитая) функция сознания становится для человека источником его заблуждений, и ошибок. В первой половине жизни, третья (по очередности развития) функция сознания играет туже роль, что и четвертая. Неразвитые функции сознания очень примитивны. С их «помощью» человек не различает оттенки, полутона и множество деталей со сложными взаимосвязями.

Суждения, основанные на переработке воспринимаемой информации неразвитыми функциями сознания, носят простой и, как правило, односложный характер. Например, несведущий в живописи человек, глядя на картину выдающегося художника, может внятно сообщить только об одном, нравится ему эта картина или нет. Специалист увидит массу оттенков и деталей, которые для него чрезвычайно информативны. Еще одним наглядным примером может быть отношение ребенка к другим людям, которые делятся в неразвитом сознании на хороших и плохих (без полутонов и деталей).

Развитие и расширение сознания в целом, по мнению К.Юнга, становится возможным, когда все четыре функции сознания активно развиваются. С этим трудно не согласиться, хоть и приходится признаваться в склонности человека воспринимать мир «путем наименьшего сопротивления». Развитие малоразвитых функций сознания требует колоссальных волевых усилий и опыта кардинальных изменений в системе собственного мировоззрения.

Привычные и относительно хорошо развитые функции сознания «предлагают» понятные идеи, удобные для восприятия и доверия им. Человек, вообще, склонен доверять тому, что ему понятно и кажется правдой. Но настоящие прозрения, во всей своей парадоксальности, со сложным и необъяснимым чувством истины, приходят много позже, когда конкретный человек начинает видеть привычные вещи с другой стороны. И если есть хоть одна, упущенная сторона сознания, та, которой не придавалось значения, то истина ускользнет. Упущенная сторона сознания (функция) оказывается такой не по причине, что ей не пользуются, а по причине, что пользуются упрощенно, деля мир на простые понятия и категории.

Наши адреса в Интернете:
черное-солнце.рф - адрес сайта "черного солнца"; bs-russia.ru - адрес для корпоративной почты ООО "Черное Солнце".