Мистика, мистическое явление

Изначально мистикой (от греч. mystikos – таинственный) назывались сакральные религиозные практики, целью которых было достижение экстатического опыта откровений посредством непосредственного сверхчувственного общения с божественным началом всего мироздания и с самим Богом истинным. Также мистикой назывались религиозно-философские учения, оправдывающие и осмысляющие мистические практики.

По большей части мистические практики вышли из архаических оргиастических культов, использование которых имело своей целью растворение в момент ритуального действа границы, между психологически замкнутым миром отдельно взятого человека и сакральным миром покровительствующих богов и духов предков (сущностей).

Эстафету мистических практик перехватили различные медитативные практики, в которых человек мог соприкоснуться в экстатическом переживании с Абсолютом. Цель, результат и кульминационный момент сакрального диалога человека с Богом, например, в христианском мистицизме понимается как откровение свыше, лицезрение истины и сверхчувственное озарение души милостью Божьей.

Подобные переживания составляют суть мистического опыта внутреннего соприкосновения с таинствами вселенной. В этом смысле мистиком следует называть человека, стремящегося находиться в состоянии откровения как можно больше и как можно чаще, практически ежедневно используя магические практики.

Мистическим явлением следует называть любое событие, явление или феномен, через восприятие которого человек погружается в мистический опыт откровения и лицезрения высшего плана бытия. Практически в любой религиозно-философской культуре за мистицизмом оставался приоритет в адекватном постижении Абсолюта.

Аналогичен статус Каббалы в иудаизме и альтернативного схоластическому каламу исламского суфизма (мелочные споры о богословских или юридических тонкостях нужно заменить великим чувством устремленности к Богу - Абу Хамид ал-Газали).

Центр тяжести в мистицизме приходится отнюдь не на философские концептуально-теоретические изыскания, но на специальную мистическую практику, имеющую своей целью непосредственное отражение истины в акте озарения и откровения.

Акт экзальтированно-экстатического откровения переживается мистиком и сопровождается измененными экстраординарными состояниями сознания: глубоким гипнотическим трансом, общением с какими-нибудь сущностями в видениях, проговариванием слов на несуществующих языках (глоссолалия), галлюцинациями, появлением стигматов и т.п.

Мистик стремится услышать глас Божий, поэтому мистическая практика предполагает овладение специальными психотехническими приемами и средствами сознательного введения себя в соответствующее состояние.

Центральным смыслом всех методов этого ряда выступает подавление личностного сознания ради освобождения пути для слова Божьего, ибо в момент откровения устами мистика будет говорить сам Бог: «в сосуде не может быть сразу двух напитков: если нужно наполнить его вином, надобно сперва вылить воду» (Мейстер Экхарт).

Мистицизм породил великое множество произведений искусства в поэзии, музыке, литературе и живописи. Идеи мистицизма подспудно проявляют себя даже в алкоголизме и наркомании, когда человек подобно практикующему мистику стремится отрешиться от окружающей его действительности и соприкоснуться с таинствами высшего мира.

Наши адреса в Интернете:
черное-солнце.рф - адрес сайта "черного солнца"; bs-russia.ru - адрес для корпоративной почты ООО "Черное Солнце".